Как-то я уже писал, что адаптация к тяготам и лишениям походной жизни наступает на третий день. Организм привыкает спать в палатке, дышать свежим воздухом, питаться “особым” походным меню, и общее состояние улучшается. Однако, в этот раз, я для себя такого периода не отметил. Как-то сразу все было отлично.
Тому немало способствовал и ставший уже действительно большим опыт, и, наверное, комфортная погода на всем протяжении Большого Летнего Путешествия.Третий “водный” день встретил нас ярким июльским солнцем, но в этот раз палатки были выставлены так, чтобы первые солнечные лучи не попадали на наши временные жилища, и не превращали их в парник. Поэтому мы, не без удовольствия, поспали подольше.
Собрались в этот раз быстро и организованно. Уже через час-полтора после пробуждения мы грузили вещи в лодки и отчаливали.
Этот день обещал быть ярким на эмоции. Еще бы: впереди нас ждал “царь-порог” этой реки — “Падун”. Четвертая категория сложности, водопадный тип. Тут уж шутки в сторону: будет опасно и экстремально. Но, перед ним нам предстояло пройти участок реки с несколькими относительно небольшими порогами и плесами между ними.
Кстати, на этой реке мы для себя развеяли один популярный миф: Если река шустрая и порожистая, то по ней идешь быстрее. Так вот, нет и нет. Во-первых почти каждый порог отнимает уйму времени. Прохождение, как правило, начинается с предварительного осмотра и прикидывания траектории прохождения. Ломиться не глядя, как минимум недальновидно: выбрав неверное направление можно перевернуться, налететь на камни или вообще пропороть лодку. Хорошо еще что Карелии в большинстве случаев не требуется страховка и маркеры, а то было бы еще дольше. Прохождение самого порога проходит быстро, но сразу за ним начинается плес. Река, подпираемая следующим порогом широко разливается и течение в ней практически останавливается. Плес может длиться многие километры, и его прохождение часто тяжелая физическая работа на веслах на многие часы, особенно при встречном ветре.
Именно с плеса и встречного ветра начался этот день. Едва мы отошли от берега, как пришлось взяться за весла. Признаюсь, грести мы не любители. Куда приятнее плыть по течению, помахивая спиннингом. Но сплав есть сплав, всякое бывает, а двигаться вперед необходимо.
До следующего порога мы добрались часа через полтора, хотя слышно его было с самого начала. Сейчас не возьмусь точно сказать его название, ибо имеющиеся в интернете лоции разнятся в показаниях. То ли “Бараньня голова”, то ли “Мокриус”, то ли оба сразу. В этом месте река делилась на две протоки. Правая была явно непроходима, а по левой мы скатились, что называется, с лету. Без предварительного просмотра. В общем, если кто знает это место, напишите нам в комментариях.
Для рыбалки задержались дольше обычного. Женька где-то отстал, и мы достаточно долго его ждали. Я было даже начал переживать, не потерпел ли он где какое кораблекрушение. Но в итоге все оказалось нормально.
Дальше — плес длинной в километр, и еще один порог в повороте перед скальным выходом. Он выглядел “повеселее” предыдущего. Довольно сильное сужение реки, и выраженный прижим к левому берегу. Все это было бы крайне экстремально по большой воде, но сейчас мы легко скатились без каких либо приключений. По левому борту небольшое каменное плато, и поляна сверху, подобно той, на которой мы ночевали.
Однако тут мы задерживаться не стали, вместо этого проходим еще один поворот а за ним “Падун”.
До этого я читал в интернете что “Падун” не видно с воды, и определяется он по гулу бушующей воды, который слышно за километр. Так вот, то ли ветер был в другую сторону, то ли еще что-то, но шума мы не слышали, пока не подошли достаточно близко. С воды действительно не видно ни камней, ни белых барашков. Просто линия воды. Только вот незадача: До этой линии елки как елки, как в старой рекламе шампуня: “от корней до самых кончиков”, а за ней — только верхушки. Причем если не присмотреться, то и не заметишь.
Первый раз, опасаясь что нас затащит против нашей воли, пришвартовались загодя. Потом, осмотрев подходы с берега, подошли поближе к перелому, поднялись на скалу и пошли смотреть.
Ребят, честно признаюсь. Утром у меня было крайне боевое настроение, мол: Сейчас дойдем до Падуна и будем прыгать. Я видел до этого фото и видео в интернете, и мне все казалось ерундой. И вот, я стою рядом с ревущим водопадом, высотой выше моего роста, где поток всей реки отвесно обрывается вниз, и понимаю что мне реально страшно.
Все дело в ракурсе. Фото совершенно не передает масштаб этого места. Надо ли говорить, что количество желающих прыгать сразу же упало, благо по правому берегу была “детская горка” в виде небольшого, но проходимого слива.
Я уговаривал себя долго. Было совершенно ясно, что “мао цзэдун” тут не пройдет. Мне просто не справиться с управлением в моей “ватрушке”, оверкиль 146%. Но черт возьми, я сюда приехал ИМЕННО ЗА ЭТИМ. В итоге, решили прыгать в три весла, вдвоем с Пашкой на его пароходе. План был такой: Я сажусь вперед рулевым с одним веслом. Моя задача держать нос лодки прямо по курсу. В последний момент, во избежание потери, весло я уберу под себя. Тем временем Паша, находясь сзади на своем сидении, гребет вперед набирая максимальную скорость.
Не без легкой дрожи в коленках, отчаливаем. Все идет по плану. Паша набирает скорость, а я подруливаю. И вот перегиб, и сердце бешено колотиться. Еще мгновение и мы падаем с двухметровой высоты в клокочущую пену.